г. Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, д.108, к. 3
do.doktor@bk.ru
Статья
Команда Прайс Новости Акции Отзывы Правовая информация Контакты

Родителям перед посещением стоматолога

Всё, что нужно знать родителям перед посещением детского стоматолога

Уважаемые мамы и папы маленьких пациентов цифровой стоматологии «Добрый доктор Айболит»!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ЛЕЧЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

Запретные слова и фразы

Перед лечением и во время не произносите вслух следующие фразы:

— не надо бояться!

— нужно потерпеть!

— тебе ничего не будут делать, только посмотрят и все.

— не бойся, больно совсем не будет!

— держись, потерпи!

— тебе только посверлят зуб!

— доктор сделает тебе укол!

— я и сама боюсь стоматологов!

 

Найти контакт с ребенком и установить с ним доверительные отношения – задача для доктора непростая. А, кроме того, ведь ему нужно вылечить зубы качественно и в соответствии со всеми медицинскими стандартами.  Поэтому постарайтесь не мешать доктору неосторожной фразой или действием. Главное: не напугать и не настроить ребенка на негативное отношение к лечению зубов.

Если вы считаете нужным обратить внимание доктора на какие-нибудь поведенческие особенности или моменты, касающиеся здоровья вашего ребенка, задать вопросы по плану лечения и т.п., сделайте это не в присутствии ребенка. Лучше всего это сделать до приема или отдельно, пока ребенок, например, играет в  детской комнате отдыха, рисует или смотрит мультфильм.

Присутствие родителей в детском кабинете во время лечения возможно, но должно быть не более одного сопровождающего. Нужно отвечать только на интересующие стоматолога вопросы. Не включайтесь в диалог между ребенком и врачом.

Какую роль должны играть родители в приеме ребенка у детского стоматолога?

Любой родитель переживает за успех лечения, а если у ребенка боль, то страдает вместе с ним. Кроме того, нередко родитель чувствует себя виноватым в произошедшем, что пропустил, не вовремя показал ребенка на профилактический осмотр.

 

Советы, к которым нужно прислушаться:

Не стоит преувеличивать серьезность ситуации, нагнетать обстановку, например, своими восклицаниями или сокрушениями, поскольку этим вы только еще больше запугаете малыша, и ребенок будет напряженным и напуганным еще до начала приема.

Не нужно также и недооценивать ситуацию, иначе ребенок не поймет, зачем нужно идти к доктору.

Ведите себя в меру серьезно, спокойно, рассудительно и непринужденно, постарайтесь, чтобы ваше волнение не передалось малышу.
ВАЖНО! Со спокойным, позитивно настроенным на лечение ребенком доктору гораздо легче найти контакт. Если ребенок взбудоражен, насторожен или сильно напуган — это может стать серьезным препятствием для общения и, соответственно, проведения лечения.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ С ВРАЧАМИ

Только в сотрудничестве доктора с родителями, при объединении усилий можно успешно решить вопросы стоматологического здоровья ребенка.  Но нужно помнить, что у доктора — свои задачи, а у родителей — свои.

Что необходимо сделать родителю: 

  • Всю необходимую информацию, касающуюся здоровья ребенка, его характера и привычек, любимых игр, о чем он мечтает — все это постарайтесь сообщить доктору.
  • Если ребенок не хочет идти на контакт с доктором, сопротивляется — постарайтесь не мешать врачу. Возьмите на себя роль терпеливого наблюдателя.
  • Если доктор попросит вас оставить его с ребенком наедине, отнеситесь к этому с пониманием, ведь чаще всего, это действительно помогает решить проблемы в поведении ребенка.

Стоит ли заниматься воспитанием во время лечения? 

Многим родителям хочется, чтобы их ребенок вел себя всегда исключительно хорошо и всегда производил на окружающих благоприятное впечатление. И когда ребенок, по их мнению, ведет себя неправильно и делает что-то не так, такие родители тут же начинают его воспитывать.
Но, как считают детские психологи и доктора, такие действия со стороны родителей во время лечения могут негативно повлиять на поведение ребенка в стоматологическом кресле.

Полезные советы:
Не следует заниматься воспитанием ребенка во время лечения. Помните, ваш ребенок настолько взволнован, что вряд ли воспримет ваши нравоучения. Прежде чем делать замечания ребенку в кабинете и одергивать его, спросите у детского врача, делает ли малыш что-то непозволительное. Может это не возбраняется.

Не нужно сравнивать ребенка с другими ребятами, приводить примеры — все это, как правило, не приносит желаемых результатов. Ваш ребенок начнет думать, что его не любят и не принимают таким, какой он есть. Сравнения могут быть допустимы только с ним самим. Например: «В прошлый раз ты улыбался, и тебе нравилось сюда приходить».
Самое главное — индивидуальный подход:
Если ваш ребенок тихий, робкий и послушный, особенно с малознакомыми людьми, то предоставьте ему полную свободу в стоматологическом кабинете. Если ребенок будет делать что-то непозволительное,  то стоматолог или ассистент ему сами об этом скажут. Если ограничить свободу скромного и застенчивого ребенка,  то сформировать с ним доверительные отношения будет очень сложно, он просто замкнется. А, как мы знаем, доверие – залог успешного лечения.

Если ребенок энергичен, подвижен и активен, и везде чувствует себя как дома, не отличает чужие вещи от своих личных, то такого ребенка в медицинском кабинете обязательно нужно ограничивать. Перед посещением врача объясните ему правила поведения в клинике. Наряду с тем, что делать запрещается, нужно ребенку обязательно сказать, что разрешено. Это нужно для того, чтобы большой познавательный интерес и потребность двигаться у ребенка были реализованы.

Если ваш ребенок сопротивляется и не хочет садиться в кресло к стоматологу, то рекомендуем для начала предоставить возможность самому доктору договориться с ребенком.

При этом:
— не пытайтесь управлять поведением малыша, чтобы помочь исправить ситуацию;
— не идите на поводу у ребенка, не потакайте и не умоляйте, стоя на коленях. По мнению психологов и врачей, такое поведение родителей делает ребенка еще более неуправляемым;
— не угрожайте ребенку и не запугивайте его для того, чтобы он прекратил сопротивляться лечению. Даже если от этого наступает какой-то эффект, то он  кратковременный. Потому что ребенок продолжает бояться врача и в любой момент начнет вести себя прежним образом (плакать, сопротивляться и т.п.).
— Попытайтесь понять, что сейчас чувствует и думает ваш ребенок, почему он так себя ведет и как он видит и чувствует эту ситуацию.

Нужно помочь понять ребенку что происходит вокруг – откуда эти незнакомые звуки, предметы, что делается в кабинете. Пусть ребенок познакомится с детским стоматологом, ассистентом, обстановкой в кабинете. Самое главное — чтобы у ребенка остались позитивные воспоминания о посещении стоматологической клиники.
Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось изначально, уходить из клиники ребенок должен в хорошем расположении духа, а не с чувством страха, вины, и ощущением, что он плохой.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ ЛЕЧЕНИЕ?

Если ребенок негативно настроен на лечение, не хочет заходить в кабинет и садиться в кресло, не подпускает к себе доктора, не хочет открывать рот, плачет или кричит, не позволяет сделать анестезию — то, конечно, цель не достигнута. Родители обычно испытывают негативные чувства по этому поводу, иногда даже злость. Но после несостоявшегося лечения нужно обязательно провести анализ, что думает и чувствует сейчас ребенок. Возможно, малыш чувствует облегчение, что опасность миновала. Ребенок также может чувствовать себя виноватым в том, что произошло, что он не угодил родителям. В ответ на агрессию мамы или папы, ребенок тоже может начать злиться.
 

Советы: 

  • Поощрите малыша к рассказу о его ощущениях. Задайте ему вопрос: «Как дела? Как ты себя чувствуешь? Что с тобой произошло на приеме?»
  • Объясните ребенку как называются его чувства и почему они возникли. Потому что малыш сам этого не понимает. Объясните ребенку, что его переживания нормальны. Проявите интерес и соучастие к ребенку.
  • Будьте готовы вообще не разговаривать. Во многих случаях просто важно быть рядом, и этого достаточно.
  • Не задавайте лишних вопросов о деталях лечения, но если сам ребенок рассказывает, то слушайте его.

После того, как вы оба успокоитесь, необходимо все обдумать и оценить серьезность ситуации.

Ответьте для себя на следующие вопросы:

  1. Связано ли негативное поведение ребенка с его возрастом?

Если ребенок младше 2 лет, то негативная реакция на лечение вполне нормальна, она физиологически обусловлена. В возрасте от 3 до 6 лет — негативное поведение встречается довольно часто. После 7 лет ребенок обычно уже учится контролировать свои эмоции, и если присутствует ярко выраженная негативная реакция (плач, двигательное возбуждение, крик, сильное эмоциональное подключение окружающих), то в данном случае необходимо разобраться в причинах такого поведения. Такая реакция должна насторожить родителей.

  1. Как ребенок относится к врачам вообще?

Если ребенок пугается вообще всех докторов, то стоматологическое лечение, скорее всего, будет также трудноосуществимо, как и любое другое. Если к  врачам других специализаций малыш относится вполне спокойно, значит, причины негативного поведения надо искать в особенностях лечения у стоматолога: боль в зубике, непонятные манипуляции во рту и т.п.

  1. Сколько раз ваш ребенок уже отказывался от лечения?

Одно дело, когда ребенок в первый раз, придя к стоматологу, неожиданно выдает негативную реакцию. Но совсем другое дело, когда уже несколько раз ничего не получается. С каждым новым неудачным походом шансы на успех снижаются.

  1. Негативная реакция, которую вы наблюдали, типична для ребенка или вы впервые видели подобную истерику?

Если это типичное поведение, то, вероятно, что таким образом ребенок привык получать желаемое.  Если такая реакция впервые, возможно, что малыш действительно сильно испугался.

  1. Как ведет себя ребенок с разными докторами?

Случается такое, что одному стоматологу ребенок позволяет лечить зубы, а другому - нет. Значит для него важно постоянство, значит дело в отношениях, а не в страхе.

  1. Как ребенок лечился раньше?

Если раньше он лечился спокойно и без проблем. Проанализируйте, что изменилось в этот раз, может быть, это новая клиника, прием у другого стоматолога или новый ассистент, не совсем подходящее время (время сна или обеда), или в прошлый раз ребенок приходил с папой, а сегодня пришел без него.

  1. Есть ли необходимость лечить зубы прямо сейчас?

Если зуб беспокоит или разрушения значительны (н-р, пульпит), и он может разболеться в самый неподходящий момент, то, конечно же, у вас нет времени ждать пока ребенок привыкнет к обстановке в кабинете и к стоматологу. Но если есть время на адаптацию, то нужно его использовать и не форсировать события.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

У маленьких детей, конечно, еще нет своего собственного мнения по многим серьезным проблемам, но они очень чутко улавливают ваше отношение к любому вопросу, событию, человеку. Поэтому как будет малыш воспринимать лечение и врачей, во многом зависит от семьи.
— Если вы сами болезненно реагируете на каждый чих, то и ваш ребенок будет бояться вирусов и микробов, постоянно опасаться заразиться и заболеть.
— Если он постоянно видит нездоровых родственников, соседей, слышит жалобы на плохое самочувствие, то у ребенка появляется ощущение неизбежности болезней, и как следствие – страх перед врачом, лекарствами и лечением.
— Если вы сами не доверяете врачу, то навряд ли доктор вызовет доверие у вашего ребенка.
— Если вы сами сильно переживаете (например, когда малышу нужно взять кровь из пальчика или сделать прививку), то, помните, что ваше состояние — мгновенно передается ребенку. А уж если когда-то ребенку была против его воли сделана болезненная процедура, и он это помнит, то не помогут никакие уговоры или очередные угрозы.

 

«Профилактика страха»

  • Первое посещение стоматолога лучше не связывать с лечением, достаточно ограничиться проведением профилактического осмотра, знакомством с доктором.
  • Почитайте книжки, расскажите истории: «Доктор Айболит», сказку про «Мышонка-доктора» и др.
    Поиграйте в докторов. Назначьте малыша стоматологом, сами станьте пациентом. Можно полечить игрушки. В ролевых играх обязательно показывайте, что от поведения пациента зависит успех лечения.
  • Познакомьте ребенка со строением тела человека. Изучите красочные энциклопедии, рассчитанные на младший дошкольный возраст, где доступным языком объясняются функции каждого органа, есть замечательные анатомические конструкторы. Изучение этих наглядных материалов расширяет кругозор и знания ребенка о строении тела, дает информацию о том, как важно быть здоровым и вести правильный образ жизни, заботиться о чистоте и гигиене.
  • Упражнение «разоблачаем» страхи. Нарисуйте «страх» и вместе с малышом скомкайте или порвите рисунок, переведите его во что-либо смешное, уменьшите в размерах (сделать незначительным). А потом пусть малыш нарисует себя бесстрашного. Избавление от страхов занимает определенное количество времени. Не торопите события. Ваша последовательность и тактичность в отношении ребенка, правильная реакция и поведение со временем научат ребенка относиться гораздо спокойнее к врачам и лечебным процедурам.

После лечения нужно:

  • погладить, поцеловать ребенка (важен тактильный контакт с мамой);
  • похвалить за смелость, сказать, что он вел себя как супер-герой;
  • можно поощрить ребенка новой игрушкой или другим презентом (в нашей клинике есть такая возможность, потому как каждый ребенок может выбрать себе подарок после лечения из «сундука подарков»), договорившись заранее, что это произойдет, только если он будет хорошо себя вести на приеме. Но не делайте поблажек в случае невыполнения ребенком договоренности – это педагогическая ошибка. Врач должен стать для ребенка знакомым человеком, которому можно доверять, тогда ребенок перестает бояться и дает врачу сделать во рту все, что требуется. У нас, взрослых, между прочим, та же история. До тех пор, пока стоматолог остается фигурой безликой — присутствует страх.

 

Почему обещание подарить игрушку не всегда срабатывает?

Бывает, что обещание подарить игрушку за хорошее поведение не срабатывает. Это возникает потому, что многие современные дети поздно обучаются навыкам терпения, поэтому не могут долго концентрироваться на чем-то одном, ждать, сидеть неподвижно, хоть какое-то время. Такие особенности детского поведения связаны с тем, что многие родители стараются удовлетворять желания детей как можно скорее или даже до того, как это желания возникают. Например, ребенок еще не захотел есть — а ему уже подносят ко рту тарелку. Сломал игрушку — тут же получил новую. Подгузники же позволяют ребенку долгое время не задумываться над необходимостью сдерживаться и контролировать свои позывы. Ребенку, который еще не научился себя контролировать, конечно, сложно выполнить просьбу мамы посидеть в кресле спокойно, даже если ему за это обещают заветный для него презент.

 

Пожелания РОДИТЕЛЮ перед походом к детскому стоматологу

Важно, чтобы вы сами доверяли детскому врачу. Если мама сама боится, то и малыш будет чувствовать себя неспокойно. Маленькие дети очень сильно привязаны к родителям, перенимают их эмоции моментально. Встречаются родители, которые с подозрением относятся к врачам – проверяют, перепроверяют, говорят о нем при ребенке что-то плохое. Ребенок, переняв родительскую модель поведения, будет относиться к врачам и лечению подобным образом.

Старайтесь вызвать у ребенка положительные эмоции, связанные с посещением стоматолога: заранее поиграйте в игру «Лечим зубки», это очень понравится ребенку. Пусть ребенок сам посмотрит зубы родителей и покажет им свои, для того чтобы он убедился, что в осмотре зубов нет ничего страшного (для игры можно использовать ватную палочку и обычное зеркальце). В зеркало будет смотреть тот, кому проверяют зубы, а проверяющий ватной палочкой поводит по зубам (естественно, не затрагивая зубы, болезненные для ребенка).

Если у ребенка есть больные зубки, то полезно будет вылепить из пластилина зубик с червячком — и вместе с ребенком червячка вытащить, рассказав ребенку об этом червячке-кариесе, монстре, который напал на зуб, эту сказку можно рассказывать, одновременно с лепкой или рисованием. В таких играх желательно воссоздать весь прием у стоматолога — начиная с прихода в кабинет, формы врача, шапочки и маски. Объясните ребенку, что доктор помогает нам избавляться от неприятностей, советует, лечит, заботится о нашем здоровье.

Нельзя пугать ребенка стоматологами, уколами и пр. Фразы типа «не будешь чистить зубы — отведу тебя к врачу, он тебе их удалит» — сделают только хуже — ребенок и зубы чистить не станет, и к стоматологу никогда не пойдет. Помните, ваш ребенок — как маленький радиоприемник, который очень тонко улавливает родительские эмоции, тревоги и волнения, поэтому он инстинктивно начинает переживать, даже не понимая из-за чего. Когда вы ведете себя уверенно и спокойно, то и у ребенка не возникнет необоснованных страхов. Помните, что любые запреты и предостережения только пугают ребенка и вызывают совершенно обратный эффект.

Желательно, чтобы ребенок приходил на прием с тем членом семьи, которого ребенок слушается. Бывает такое, что с одним родителем ребенок даже в кабинет отказывается заходить, а в следующий раз приходит с другим взрослым — и никаких проблем.

Покажите всем своим видом, уверенность, спокойствие, любовь и готовность поддержать  ребенка: «Пойдем на консультацию вместе. Я буду рядом с тобой в кабинете во время твоей беседы с врачом».

Никогда не унижайте ребенка в присутствии других. Не угрожайте его наказать, если он ведет себя плохо. Тем самым вы только усилите стресс, но не исправите ситуацию.

Пусть доктор самостоятельно установит контакт с малышом и войдет в доверие. Врач обязательно похвалит вашего малыша, поиграет вместе с ним, полечит зубки игрушечному человечку, разрешит осмотреть кабинет и кресло, в игровой форме познакомит с предстоящими манипуляциями.

Лучшая роль родителя на приеме — наблюдатель. Часто если ребенок сопротивляется лечению, вам очень хочется помочь решить проблему, но если вы видите, что ваши действия не помогают, то спокойно наблюдайте за действиями врача. Помните, что перед вами профессионал.

 

КАК НАСТРОИТЬ РЕБЕНКА НА ЛЕЧЕНИЕ?

  • Необходимо настроить ребенка на то, стоматолог, к которому вы идете, добрый как доктор Айболит (прочитайте вместе эту сказку), только лечит не зверей, а людей.
  • Ни в коем случае не говорите слова, типа «не бойся, тебе будет не больно»  и т. п. Тем самым вы только напугаете вашего ребенка.
  • Избегайте пугающих фраз, типа «твой зубик заморозят», лучше «твой зубик польют водичкой».
  • Покажите ребенку пример в кабинете у стоматолога – сами сядьте в кресло и пусть доктор осмотрит вас, а малыш будет при этом помощником доктора, а потом поменяетесь местами. При этом сделайте вид, что получаете от этого удовольствие.
  • Если же лечение не удается — а такое вполне может быть — лучше не доводить ребенка до истерики и не ругать его после визита. Перезапишитесь на другой день (обязательно согласуйте это с малышом - типа «ты сам решай, когда мы пойдем к доктору»). Естественно, выясните, почему он не захотел лечиться — потому что проблему надо устранить. Сходите на несколько адаптационных визитов, за время адаптации ваш ребенок поиграет со стоматологом в разные игры, научится чистить зубы и т.д. — у него появляется доверие к врачу, пропадает страх.

СОВЕТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПОХОДА К СТОМАТОЛОГУ

  • Не записывайтесь на прием к стоматологу в часы, когда ребенок обычно спит или устал.
  • Обязательно покормите ребенка перед приемом.
  • Если есть возможность, распечатайте с сайта все необходимые информированные согласия:

 

 

Для Родителя:

  1. Информированное согласие на предварительный осмотр, консультацию и рентгенологическое исследование.
  2. Информированное согласие на проведение анестезиологического пособия для детей от 4 лет
  3. Информированное согласие представителей несовершеннолетних
  4. Информированное согласие об обработке персональных данных
  5. Анкета анамнез (анкета о состоянии здоровья)

 

Для Законного представителя:

  1. Информированное согласие на предварительный осмотр, консультацию и рентгенологическое исследование.
  2. Копия паспорта Законного представителя (одного из родителей, не родственник)
  3. Доверенность на предоставление интересов несовершеннолетнего (недееспособного) лица в медицинском учреждении
  4. Информированное согласие на проведение анестезиологического пособия для детей от 4 лет.
  5. Анкета анамнез (анкета о состоянии здоровья)
  • Если ребенку не нравятся бахилы, то возьмите с собой сменную обувь.
  • Если есть необходимость, необходимо пройти аллергопробу (тест на аллергию у ребенка)
  • Запланируйте после лечения поход в какое-нибудь интересное и привлекательное для ребенка место: зоопарк, дельфинарий, кино.
  • Обязательно спросите у ребенка, понравился ли ему визит.
    В идеале должно понравиться. Если нет, то выясните, почему и используйте полученную информацию при планировании следующего визита к доктору.
  • Не скупитесь на похвалу. Она очень важна, как для взрослых, так и для детей.
  • Постарайтесь сделать первый поход ребенка к детскому стоматологу максимально интересным и занимательным.
    Ваш малыш должен знать, что поход к стоматологу необходим для здоровья его зубов.
    До двух-трехлетнего возраста можно посещать детского стоматолога раз в год, после трех лет — необходимо делать это каждые 3 месяца.

 

Доверьтесь детским терапевтам цифровой стоматологии «Добрый доктор Айболит»  и лечение Вашего ребёнка будет успешным!